Виктор Солкин: «Голливуд тиражирует окружающий Египет мистический стереотип!»

Египтолог Виктор Солкин

Виктор Солкин хорошо известен в научной среде, однако занятие наукой не мешает ему быть по-настоящему творческим и интересным человеком. Жизнь Виктора посвящена изучению тайн и загадок древнего Египта. В своём интервью, которое Виктор дал сайту starland.ru Виктор развеял некоторые слухи и домыслы относительно египетских пирамид, рассказал о себе и своих мыслях про инопланетян…

Виктор, почему Египет? Кто влюбил вас в эту страну?

Это долгая история. Когда мне было семь лет, родители привели меня в Музей изобразительных искусств и там я случайно увидел зал древнеегипетского искусства –  сфинксы, улыбки на лицах огромных каменных саркофагов, удивительные фигурки богов из бронзы и фаянса, словно выглядывающие из полутьмы… Этот мир поразил меня, я долго не мог выйти оттуда и потом потребовал от родителей книг по египтологии. Тогда, будучи ребёнком, я и представить себе не мог, что потом шесть лет буду работать в Секторе Востока музея, и огромное количество подлинных древних памятников пройдет через мои руки.

Говорят, что есть «общетуристический» Египет, куда возят всех и «нетуристический». Это действительно две большие разницы?

Безусловно. Во-первых, есть археологические зоны, т.е. те места, где непосредственно проводятся археологические работы и доступ туда туристам категорически запрещён. Во-вторых, есть те части страны, которые далеки от привычных туристских центров и поэтому там почти нет европейских лиц, там прекрасно сохранился местный уклад жизни. Например, совершенно непередаваемое ощущение у меня было, когда как-то глубокой ночью в глухой деревне на границе пустыни в Среднем Египте, где мой друг – старейшина, мы сидели с местными, курили «шишу» - кальян и слушали до утра, как знаменитый на всю страну старик-исполнитель традиционной музыки и эпических поэм нараспев, под музыку ансамбля традиционных инструментов, читал сказки из «Тысячи и одной ночи». Собственно, это был праздник накануне обрезания сына моего друга, когда все мужчины деревни или нескольких родов собираются, чтобы прикоснуться таким образом к самым истокам своей национальной культуры. Это совершенно особенное пространство и, чтобы попасть туда, Вы должны годами завоевывать доверие у местных друзей. Об археологических зонах и говорить нечего: ведь зачастую это поле, сквозь поверхность которого проступают обломки статуй, рельефы, порой даже кости и погребальные пелены мумий… всё это должно быть изучено специалистами, отреставрировано, опубликовано, прежде чем туда попадут туристы.

А правда, что пирамиды есть только в Египте?

Виктор СолкинФото: личный архив Виктора Солкина Нет, это не так. Пирамиды – как архитектурная форма – это довольно распространённое явление в древних культурах. Достаточно вспомнить пирамиды культуры майя в Гватемале, Гондурасе и Мексике. Другое дело, что предназначение этих сооружений могло быть различным: в Новом свете пирамиды, в основном, - это основания для храмов, находящихся на их вершинах. В Египте – это гробницы царей, начиная с 28 века до новой эры и первой пирамиды, которую для своего владыки Нечерихета Джосера построил гениальный зодчий Имхотеп. Увы, сейчас на русском языке очень много некачественной литературы, изданной шарлатанами, в которой утверждается, что, якобы, пирамиды были построены из бетона, или являются наследием атлантов. Подобные глупости обусловлены недостатком информации, которая в изобилии публикуется за рубежом. Ну и, потом, человека всегда привлекают сенсации, даже если они откровенно фальшивы. То, что, например, американскими археологами найдено огромное кладбище строителей пирамид в Гизе привлекает многих неискушенных людей меньше, чем байки об инопланетянах.

Египет – Родина магии!

Виктор, Древний Египет традиционно связывают с разного рода мистикой. Считают, что это родина карт Таро, магии и прочих странных вещей. Некоторым современным туристам порой становится не по себе, когда они посещают священные места, египетские некрополи. С чем это связано?

Родиной магии Египет считался ещё в древности. Разнообразные практики были неотъемлемой частью повседневного быта египтян – от толкования снов, сонников и книг по приворотам, до магических аспектов, включенных в медицину и хранящихся в музеях кукол, изображающих враждебные египтянам народы, покрытых текстами проклятий. С другой стороны это характерно для всех древних народов; в египетских текстах говорится, что боги создали магию как защиту для человека в его бодрствовании и в его сне. На мой взгляд, древние некрополи, храмы, конечно, хранят свою, особенную атмосферу. Кому-то в ней комфортно, кому-то – нет. Однако ничего особенно сверхъестественного в этом нет. Другое дело, что египтяне не воспринимали смерть как нечто ужасное, скорее просто как переход в иное, вечное состояние жизни в загробном мире, с богами и предками, тщательно готовили этот переход. Наши современники, чьи взгляды на смерть зачастую совсем иные, не готовы увидеть в египетских памятниках это стремление к вечной жизни, скорее видят мумии, погребальные пелены, гробницы. Да, все это есть, но многое зависит от того, с какой стороны на это смотреть и насколько хорошо быть при этом знакомым с тем, как это видели и понимали сами древние египтяне – народ жизнелюбивый и яркий. Ну и, конечно, Голливуд этот мистический стереотип тиражирует, порой совершенно дурными, не имеющими отношения к египетским реалиям фильмами, типа «Мумии». Французский «Бельфегор. Призрак Лувра» или недавние «Необычайные приключения Адель» Л. Бессона, если мы говорим о кино, о том же говорит корректнее, умнее, тоньше.

Виктор СолкинФото: Starland.ru

Египет – страна, где постоянно «делаются» сенсации. Во многих материалах различных СМИ писалось, что некоторые пирамиды просто физически не мог создать человек! Что Вы думаете по этому поводу?

Для меня это псевдосенсации. Увы, даже правильные зарубежные новости наши СМИ зачастую некорректно, с ошибками переводят – это к вопросу об общей культуре и образовании. Нам известны не только имена архитекторов пирамид, места, где погребены рабочие, погибшие на строительстве, но даже отчёты о том, как, в какие отряды группировались строители на работах, чем они питались и какое медицинское обслуживание у них было. Не говоря уже о том, что во многих пирамидах были найдены части царских мумий, фрагмент погребального инвентаря и, порой, даже ювелирные украшения, те самые, которые притягивали к пирамидам грабителей ещё в древности. Технологии строительства также прекрасно известны. Другое дело, что отдельные авторы, никакого отношения ни к египтологии ни к реалиям Египта не имеющие, демонстративно не замечают результаты археологических работ и элементарно не умеют читать древнеегипетские тексты, однако горазды на выводы, над которыми можно было бы просто посмеяться, если бы не доверчивость нашей публики.

Правда, что европейцы узнали о культурных ценностях Египта, благодаря Наполеону?

История об экспедиции Наполеона – это довольно распространенное клише. На самом деле, память о древнеегипетской культуре ещё из Рима, где почитались египетские божества, частично перешла в Средневековье и активно поддерживалась лучшими умами Возрождения. Наверное, многих удивит, что на потолке личных покоев Папы Чезаре Борджиа есть изображение египетской богини Исиды, протягивающей книгу знания ученикам, кисти Пинтуриччио. Это фрески 15 века. Вплоть до этого же времени бронзовая статуя Исиды, как один из образов Богоматери, хранилась в аббатстве Сен Жермен де Пре. Опосредованные знания о Египте сохранили и тексты библейского круга. Экспедиция Наполеона, а вернее, учёные, которые в ней участвовали, открыли Европе подлинные древнеегипетские памятники, заставили задуматься об их значении, наконец, заставили лучшие умы биться над дешифровкой древнеегипетской письменности. Впрочем, Россия здесь не отстала от Европы, а опередила её: ещё в 1370 году паломник Агрефений из Смоленска побывал в Египте, вслед за ним на берега Нила потянулись путешественники, а их записки превратились в особый жанр «Хождений», который был очень популярен у просвещенных россиян того времени.

Каким образом, насколько законно и когда попали египетские сфинксы в С-Петербург?

Россия приобрела эти восхитительные памятники за 40 тысяч золотых рублей при Николае I. Русский офицер, путешественник и интеллектуал А. Муравьев, оказавшись в Александрии, увидел эти памятники, привезенные из заупокойного храма царя Аменхотепа III в Фивах, выставленными на торги. За них бились многие державы, Франция даже оплатила их стоимость, однако революция помешала забрать сфинксов из Александрии. В итоге достались они России и в 1832 году были водружены на постаменты у Невы. Сфинксы – подлинные шедевры египетской скульптуры 14 в. до новой эры; мы с коллегами особенно оценили мастерство создавшего их скульптора в 2002-2003 годах, когда мы приняли участие в их комплексной реставрации. С памятников был снят разрушающий их слой грязи, водорослей, грибков и они предстали в своей первозданной красоте, гранитные, насыщенного розово-брусничного оттенка. Фараон-«Солнце» Аменхотеп III, которого они изображают, создал в Луксоре, на западном берегу Нила грандиозный храм, и именно там эти два сфинкса охраняли ворота одного из дворов святилища около трех с половиной тысячелетий тому назад.

А что это за сосуды для человеческих внутренностей, которые находят в гробницах?

Канопы – четыре сосуда с крышками в виде скульптурных портретов умершего или же в виде голов духов-охранителей. В них помещали печень, лёгкие, желудок и кишки, изъятые во время мумификации. Древнейшие известные нам памятники такого рода датируются 26 веком до н.э. – египтяне, пытаясь сохранить тело после смерти, прекрасно понимали, что внутренности ускоряют его разложение и поэтому изымали их. В целом, весь процесс мумификации был призван, с их точки зрения, облегчить переход человека в иное существование, ускорить его трансформацию в «пресветлый дух», который станет в загробном мире спутником богов. В том случае, конечно, если успешно пройдет суд богов, окажется праведником и сможет преодолеть многочисленные опасности и препятствия иного мира – Дуата. Именно об этом повествует знаменитая «Книга мертвых», которую сами древние египтяне называли «Речениями выхода души в свет дня».

Виктор СолкинФото: Starland.ru

Правда ли, что на стенах гробниц в некрополях находят обращения усопших к потомкам?

Да, древним египтянам было очень важно, чтобы их имена помнили потомки. Когда вы ходите по египетским гробницам у пирамид в Гизе, или южнее, в Саккаре, где сохранились многочисленные гробницы частных лиц, называющиеся в науке «мастаба», то, если Вы знаете древнеегипетский язык, Вы постоянно будете находить иероглифические фразы о том, что умерший просит живых, своих потомков, произнести его имя, пожелать ему благополучия в загробном мире. В древности связи между живыми и умершими занимали человеческий ум куда сильнее, глубже. Считалось, например, что отец и сын неразрывно связаны друг с другом, что поминая усопших, живые дают им тем самым бессмертие, а благие умершие, чувствуя заботу потомков, способны даровать им здоровье, более счастливую жизнь, «заступиться» за них перед богами. С точки зрения взаимосвязи поколений, прошлого и грядущего, особенно поразительны, на мой взгляд слова фараона-женщины Хатшепсут, которая в 15 веке до новой эры поставила в Карнакском храме – национальной святыне того времени – огромные обелиски. Сегодня всё ещё стоит один из них, высотой более 29 метров, - второй по величине из сохранившихся обелисков Египта. Вырубленные из гранита и перевезенные на баржах из каменоломен Асуана, обелиски покрыты титулами царицы, изображениями бога Амона, объявленного ее небесным отцом; некогда они были покрыты пластинами золота и электрума – сплава золота и серебра. «Вот, мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники мной сотворенные, спустя годы…», - говорится от имени Хатшепсут в посвятительной надписи под сохранившимся обелиском.

Говорят, что некоторые ценные находки появляются в Египте до сих пор и можно даже дилетанту наткнуться на нечто интересное?

Каждый год в Египте находят очень много новых памятников – это и новые, неизвестные ранее гробницы, храмы, и порой даже пирамиды. Например, в закрытой для туристов провинции Сохаг в 1981 году строили здание почты. Во время сооружения фундамента обнаружили голову огромной женской статуи. Оказалось, что это невероятно красивый семиметровый колосс царицы Меритамон, супруги знаменитого фараона Рамсеса II. Статую подняли, начали раскопки и выяснилось, что в холме, под современным городом, скрыт гигантский храм 13 века до новой эры, с башнями-пилонами, колонными дворами, статуями царей, цариц, богов… На холме находится современное кладбище, поэтому долгие годы полностью расчистить храм не удавалось. Только недавно необходимые средства для переноса погребений были выделены египетским правительством и археологи продолжили свои работы. Это только один пример, а таких по стране – многие сотни. Поразительные памятники этой весной были найдены в Луксоре под асфальтированными дорогами современного города, когда Высший Совет по древностям Египта принял решение снести несколько современных зданий, стоящих… на древней аллее сфинксов, некогда соединявшей Карнакский и Луксорский храмовые комплексы. В итоге были обнаружены фундаменты древних святилищ, стелы с биографиями вельмож 12 века до новой эры, и даже блоки камня с именами той самой, последней египетской царицы Клеопатры.

В год по тысяче новинок

В интернете постоянно упоминается о скандальных историях, связанных с нелегальным вывозом памятников истории из Египта...

Таких историй, действительно, очень много. Особенно широкую известность получил случай, когда один британский реставратор нелегально покупал в Египте древности, найденные случайно при строительстве домов, затем покрывал их слоем полимера, расписывал и вывозил из страны как «сувениры», купленные на знаменитом каирском базаре Хан эль-Халили. Скандал разразился, когда на антикварном рынке, таким образом, появилась удивительно красивая голова статуи царя Аменхотепа III стоимостью более миллиона долларов. Было начато расследование, в результате которого в тюрьме оказались и сам реставратор-авантюрист, мнивший себя эдаким Индианой Джонсом, и его высокий покровитель Фредерик Шульц – видный американский дилер, личный советник тогдашнего президента Билла Клинтона по вопросам антиквариата. Не менее известен и другой случай – о погребальной маске знатной дамы Каинефернефер – расписанной, с инкрустированными глазами, невероятно притягательной, которую приобрел музей города Сент-Луиса в США, зная, что она… была украдена из археологического хранения, расположенного в некрополе Саккара, неподалеку от Каира. Египет требует вернуть бесценный памятник, однако музей отказывается выполнить его законные требования. Многие годы длится международный суд по этому случаю. К счастью, в России немногие антиквары, работающие с древними памятниками, - люди очень достойные, заботящиеся о своей репутации и потому приобретающие только легальные памятники из старых европейских коллекций. Это очень важно для меня, как для профессионала, делающего для нескольких антикварных домов экспертные заключения по произведениям древнеегипетского искусства.

А каким образом статуя Нефертити оказалась в Германии и правда ли, что Египет активно пытается сейчас вернуть себе это сокровище?

Бюст царицы Нефертити в высоком синем парике обнаружил германский археолог Людвиг Борхардт в декабре 1912 года, во время археологических исследований древнего города Ахетатона - столицы Нефертити и её супруга – фараона-реформатора Эхнатона. О незаконности хранения полихромного бюста Нефертити в Берлинском музее писали очень много. Действительно, уникальный портрет царицы, созданный выдающимся скульптором Тутмосом в 14 веке до новой эры, был вывезен Борхардтом из Египта нелегально: его черты были сильно искажены гипсом, что заставило египетское правительство признать шедевр «малоценным» - новые подтвержденяи этому совсем недавно обнаружили в дневниках секретаря Борхардта журналисты журнала «Шпигель». Открытие очищенного от современных наслоений бюста в Берлине вызвал колоссальный скандал и кайзер уже почти отдал его обратно, в Египет, однако к власти именно в это время приходит Гитлер, который был большим поклонником поразительного портрета царицы, и Нефертити осталась в Германии. Все эти годы Египет пытается вернуть шедевр на родину, или хотя бы получить право временно выставить его в готовящемся к открытию в 2012 году новом национальном музее. Однако, переговоры на самом высоком уровне остаются безуспешными и германская сторона просто не замечает того, что памятник попал в Германию с нарушениями закона.

А фотографией Вы давно начали увлекаться? Или просто это была необходимость, чтобы самому запечатлеть увиденную красоту?

Изначально это была необходимость – я многие годы читаю в России, Европе и Египте лекции по египтологии, которые обязательно нуждаются в иллюстрациях. Тогда это были многие тысячи слайдов, при виде которых до сих пор очень радуются мои издатели – именно слайды до сих пор позволяют получить иллюстрацию самого лучшего качества. Сейчас, конечно, это уже цифровая камера, современная, которая дает большее пространство для эксперимента и поиска нужного ракурса, сочетания пластики памятника и светотени. Древнеегипетские памятники настолько красивы, порой практически совершенны, что в итоге, конечно, наряду с профессиональной фотофиксацией, начинаешь снимать художественные фотографии, которые хотя бы отчасти передают то, что видишь глазами. В итоге в моем архиве хранится несколько сотен тысяч кадров, сделанных как в Египте, так и в крупнейших музеях мира. Это возможность сохранить для самого себя какое-то особенное мгновение и, одновременно, поделиться им с единомышленниками.

А как Вы считаете, насколько сами египтяне (неспециалисты) ценят культурное наследие своей страны? Насколько они им гордятся?

Ценить и гордиться – это разные вещи. Гордость за своё прошлое у египтян очень велика. В среде обывателей часто можно встретить мнение о том, что, якобы, современные египтяне не имеют никакого отношения к той, ушедшей древней культуре. Это не совсем так: несмотря на смену эпох, религий, культурных идеалов, в сегодняшних египтянах по-прежнему очень сильны древние корни. Это и архаичные обряды в египетской деревне, и повсеместная вера в магию и колдовство, наконец, портретное сходство некоторых современных жителей долины Нила с сохранившимися портретами их древних предков. Знаменитая британская сестра милосердия леди Люси Дафф Гордон, основавшая в 19 веке клинику для бедных в Луксоре, как-то сказала, что «Египет - это палимпсест, на котором Библия написана поверх изречений Геродота, а Коран — поверх Библии, но древние иероглифы все равно проступают сквозь все наслоения». Это истинная правда, которую можно понять только приезжая в Египет из года в год, живя в стране, жители которой, как и везде на Востоке, совсем не сразу открывают многие вещи иностранцу. Это то, что невозможно увидеть в туристской поездке. Что же касается того, чтобы ценить прошлое – с этим сложнее. Древними памятниками страна чрезвычайно богата, из-за этого порой отношение к ним заурядное, и в заброшенной древней гробнице можно увидеть кучу мусора. Увы, это так и, несмотря на все усилия египетских властей, меняется это отношение медленно, если не сказать мучительно медленно.

Ассоциация по изучению Древнего Египта «Маат»

Виктор, чем занимается ваша Ассоциация по изучению Древнего Египта «Маат», и в чём её отличие от других аналогичных обществ?

Наша Ассоциация имеет много аналогов за рубежом, в России же она уникальна, прежде всего, потому, что не только позволяет всем желающим получить искомую информацию по египтологии, но и сочетает научно-исследовательскую работу с просветительской. Увы, трудные пережитки советской науки: выдуманная элитарность египтологии, «цеховость» этой специальности, привели к тому, что зачастую талантливая молодежь, мечтавшая когда-то о фараонах и пирамидах, уходит в бизнес или в смежные области науки. Просто потому, что их «не пускает» вперед группка сотрудников некоторых НИИ, до сих пор живущая по советским правилам развития науки. Мы же, наоборот, открываем двери египтологии, ориентируясь на западный образец. Наш трехлетний курс лекций по египтологии – самый большой в России как по количеству часов, так и по охвату тем, создан по образцу лекционных циклов Школы Лувра и Американского университета в Каире. Он доступен всем; желающие могут, получив на лекциях необходимую подготовку, начать изучать древнеегипетский язык, а в будущем – и присоединиться к нашим научным проектам. В следующем году нам исполняется десять лет и мы очень признательны нашим постоянным партнерам – Высшему Совету по древностям Египта, Посольству Египта в РФ за поддержку наших идей и проектов. У нас очень молодой и при этом опытный совет руководителей, поэтому мы не боимся двигаться вперед, не реагируем на истерики отдельных представителей «цеха», порой решаем сложные задачи. Так, например, в 2005 году выпустили первую российскую национальную энциклопедию «Древний Египет», выдержавшую уже не одно издание. Мы открыты для тех, кому дорог Египет, и это главное.

Где россияне, кроме самого Египта, конечно, могут прикоснуться к египетской культуре? Что египетского (кроме упомянутых сфинксов в С-Петербурге) ещё есть в нашей стране и где?

К счастью, в России есть превосходные коллекции египетских древностей. Самая интересная из них хранится в Москве, в ГМИИ им. А.С. Пушкина – это собрание великого русского египтолога Владимира Голенищева. Чуть более обширная, но при этом и более разнородная коллекция хранится в Государственном Эрмитаже. Отличные коллекции египетских древностей есть в Художественном музее им. Н.И. Крамского в Воронеже, в Ивановском художественном музее, в Национальном музее республики Татарстан в Казани. И это только самые крупные собрания. Наконец, не будем забывать огромный пласт «египтомании», которая охватила Россию в 19-20 веках: это не только поразительной красоты «Египетские ворота» в Царском селе, петербургские дома с фасадами, имитирующими древнеегипетские храмы, но и огромный пласт литературы Серебряного века. А. Ахматова, М. Волошин, М. Кузмин, В. Хлебников и многие другие великие русские поэты безмерно любили Египет и, вдохновившись его наследием, оставили нам поразительные страницы литературного диалога, связывающего нас со страной пирамид.

Скажите, а ваша семья разделяет вашу любовь к Египту? В какой мере?

У меня артистическо-военная семья и первое время, особенно в детстве, мечты о Египте казались родителям чем-то временным, чем я должен был «переболеть» и стать либо военным, либо музыкантом. Однако мне хватило силы характера настоять на своём, и вскоре семья смирилась, а потом и полюбила то, чем я занимаюсь. Постепенно боязнь восточной экзотики отошла на задний план  и у меня дома теперь очень любят рассказы после поездок, фотографии. Теперь для всех это уже знакомый и тоже притягательный мир.

А как же российские культурные ценности? Какие значимые, по-вашему, памятники и ценности есть у нас и насколько адекватно мы к ним относимся?

У нас огромное количество потрясающих ценностей, к которым относятся, увы, спустив рукава. Вспомните только недавние сносы старинных особняков в Москве – то, от чего в Европе, ценящей свое прошлое, все содрогнулись бы. А у нас культурную общественность, увы, не слушают и отмахиваются от неё как от назойливой мухи, мешающей реализовать утвержденный бизнес-план. Люди совсем не думают о том, что их же дети не увидят настоящей Москвы. Однако есть и противоположное. Мне, например, очень интересна работа археологов из Музеев московского Кремля, которые под руководством выдающегося учёного – Т.Д. Пановой реконструируют сейчас облик русских цариц, чьи тела хранятся в подземелье Архангельского собора. Мало того, что теперь можно увидеть реконструкции лиц Елены Глинской, Софьи Палеолог или Евдокии Донской – великих русских цариц; законсервированы и спасены их погребальные одеяния, установлены в отдельных случаях причины смерти. Это потрясающая работа, выполненная на самом высоком уровне и ей наше государство должно гордиться. Так что не все так плохо.

А по воскресеньям – в оперу!

Чем Вы ещё любите заниматься? Спорт? Музыка? Кино? Ваши предпочтения?

Я большой любитель оперной музыки – это из детства пришло, поскольку и матушка моя была балериной Большого театра и сам я в детстве работал в детском ансамбле Большого, пройдя через все ключевые роли от древнегреческих принцев и испанских пажей до ребёнка Мадам Баттерфляй. Обожаю Дж. Верди, с удовольствием, когда позволяет время, езжу на ключевые премьеры в Европу, слушал знаменитую «Аиду» у подножия пирамид Гизы. Это то, что позволяет отдохнуть душой, настроиться, преодолеть какие-то жизненные проблемы. Если же отдых для тела – то я старый фанат русской бани, парилки, веников и всего с этим связанного. К счастью, мне в жизни повезло: у меня прекрасные друзья, посиделки с которыми дают мне очень и очень много.

Что вы посоветуете сделать людям, которым впервые предстоит попасть в эту удивительную страну – Египет?

Посоветую хотя бы раз забыть об отдыхе на море и приехать в Египет с целью посмотреть страну. Собраться компанией друзей и навсегда оставить в прошлом поездки в туристском автобусе с группой из четырех десятков уставших людей, мечтающих о пляже и еде. Посетить Каир, Луксор, Асуан. Обязательно выбраться из Луксора по храмам Верхнего Египта – в Абидос, Дендеру, Эсну, Эдфу. Не бояться менять по ситуации уже утвержденные планы и не расстраиваться, если что-то не складывается из-за другого отношения арабов ко времени и пунктуальности. Заранее подготовиться, почитать хорошие книги, и начать, не торопясь, смотреть, слушать, впитывать. Восток не терпит поспешности. Если запастись терпением, то для вас откроются многие тайные двери и вы увидите свой собственный, неповторимый Египет, получите незабываемые впечатления.

Спасибо за интервью!

И Вам спасибо за Ваши вопросы.

Добавить цитату в Твиттер

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Виктор Солкин родился 7 января 1977 года в Москве. Отец – Виктор Никонорович Солкин - директор Государственной Фельдъегерской службы при Правительстве РФ, мать – Римма Владимировна Четкина, артистка балета, позже – мимического ансамбля Государственного Большого театра России. Начал увлекаться историей и искусством Древнего Египта в возрасте семи лет, что определило быстрое вовлечение в специальность. В качестве беспрецедентного исключения, еще в старших классах школы становится внештатным сотрудником Сектора Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина.

С 1993 года начал изучение древнеегипетского языка в Центре египтологических исследований РАН; с 1994 года стал сотрудником центра, проработал в нем до 2000 года. В Центре руководил сектором музеологии и выставок, сектором иностранных связей.

В 2000 году закончил с отличием факультет Гуманитарных и социальных наук РУДН, специализировался на кафедре Всеобщей истории. По итогам обучения защитил магистерскую диссертацию на тему: «Традиции и новации в идеологии царской власти Древнего Египта эпохи Рамессидов», которая была признана лучшей работой факультета 2000 года. Имеет зарубежную степень в египтологии (PhD).

В 2001 году вместе с коллегами и единомышленниками при поддержке Посольства Арабской Республики Египет в РФ создал Ассоциацию по изучению Древнего Египта «МААТ» - первую российскую некоммерческую египтологическую организацию, одним из принципов работы которой стала доступность научного знания о Древнем Египте самым широким кругам российской и зарубежной публики, стал бессменным Президентом Ассоциации.  В 2003 году Виктор Солкин курировал, как египтолог, проект реставрации сфинксов Аменхотепа III в Санкт-Петербурге, консультировал работу Европейской Миссии по спасению «Колоссов Мемнона» и храма в Ком эль-Хеттан, как эксперт-египтолог работает с рядом ведущих отечественных антикварных галерей и художественных салонов, в частности – Галереи Кирилла Данелия.

Виктор Солкин - автор более 100 научных и научно-популярных публикаций по египтологии, среди которых три монографии и первая российская национальная энциклопедия «Древний Египет». С 2000 года Виктор Солкин – действительный член Международной Ассоциации египтологов, постоянный участник Международных конгрессов египтологов.

В 1999 году состоялась первая авторская фотовыставка Виктора Солкина «На пути в Египет» (Дом Журналиста, Москва), в 2003 году – фотовыставка «Египет: возвращение к истокам» (Выставочный Центр ВГБИЛ, Москва), в 2010 году – фотовыставка с экспозицией древнеегипетских памятников из частных коллекций «Лики Египта» (Культурный центр-библиотека им. М. Волошина, Москва). Виктор Солкин - соавтор и куратор нескольких крупных выставочных проектов, посвященных древнеегипетскому искусству, в том числе: двух залов древнеегипетского искусства Учебно-художественного музея им. И.В. Цветаева в РГГУ, выставки «Древний Египет: взгляд сквозь века» (октябрь 2004 г., Москва, Крокус Сити Молл), выставки «Забытая царица Египта: новые открытия в Ком эль-Хеттан» (октябрь 2005 года, Москва, Государственный Музей народов Востока).

Виктор Солкин участвовал в создании нескольких научно-популярных фильмов о Древнем Египте для каналов «Культура» и «ТВЦ», с 1998 года  активно сотрудничает со СМИ, был главным героем, либо приглашенным экспертом-египтологом в таких рейтинговых телепрограммах, как «Ночная смена», «Школа злословия», «Цена вопроса», «Треугольник», «Герой города», «Пусть говорят» и др., выступил в качестве соавтора серии передач, посвященных истории российской египтологии, на радио "Свобода". С 2009 года ведет авторскую рубрику «Энциклопедия древностей» на радио «Маяк». Автор популярного персонального блога по египтологии в ЖЖ.

Связанные записи
Вернуться на главную
 (голосов: 15, средний: 4.7)
Подписка на комментарии
Подписаться на комментарии
После подписки на ваш e-mail будут приходить уведомления о новых комментариях к этой статье.
Добавить комментарий
Комментарии
06.09.2010 ~ 17:13

Интересный рассказ про пирамиды. Я честно говоря думал, что это присуще исключительно египетским строениям. А оказывается это не так.

08.09.2010 ~ 15:23

странно, что не инопалнетяне. А что такое сфинкс?

26.03.2012 ~ 20:10

Оказывается, египтяне мало отличаеются по внутренней культуре от русских! Я думала, только мы можем мусорить в самых культьурных местах. А оказывается, и  в египетских пирамидах можно найти кучу мусора! Везде люди одинаковые, свиньи, что тут сказать

29.03.2012 ~ 13:47

ооо...я узнала что-то новенькое. Что существует туристический и нетуристический Египет.....Вроде так логично,действительно же где-то ведут археологические раскопки, живет местное население.Это как в крупных городах  - площади красивые,а задворки - грязные.

07.09.2012 ~ 11:12

по настоящему завидую белой завистью Виктору, выбрав такую профессию невозможно скучать в работе, когда каждый день соприкасаешься с загадками и таинствами древних культур Египта

ОПРОС
Какой должна быть ваша любимая песня осенью?
Статьи по теме